[Эфиоп. , , и др.], согласно исторической традиции христ. Эфиопии, один из древнейших эфиоп. царей, первородный сын израильского царя Соломона и царицы Савской (Македы), родоначальник династии Соломонидов. Очевидно, предание о славном царе с таким именем некоторое время бытовало изустно, пока не произошло его отождествление с одним из ключевых персонажей трактата «Кэбра нагаст» - сыном Соломона, к-рого мать нарекла Байна-Лэхкэм ( ; от искаженного араб. Ибн аль-Хаким - Сын мудреца), а отец в честь деда назвал Давидом. Имя Менелик, к-рое в «Кэбра нагаст» не засвидетельствовано, встречается лишь в царских списках (Conti Rossini. 1909. P. 277 (B, n° 1), 287 (C, n° 7), 296 (D, n° 1), 299 (E, n° 4), 300 (F, n° 1)). Его этимология остается неясной. Попытка возвести его к B одному из вариантов имени Байна-Лэхкэм, с переходом начального B в M и выпадением 2 корневых согласных не выдерживает критики ни с фонологической, ни с палеографической точек зрения. Типичными образцами народной этимологии являются толкования имени М. как восклицания M Y - «На кого он похож!» (на амхарском) или M Y - «Как он вырос!» (на геэзе), с к-рым царь Соломон якобы обратился к своему первенцу, прибывшему в Иерусалим. Наиболее вероятным следует признать происхождение имени от араб. выражения B M - «царский сын» (с переходом B в M и ассимиляцией второго M), но подобное выражение в «Кэбра нагаст» не встречается.
Согласно трактату, М., отправленный матерью к отцу, был им признан и обласкан, а затем по его повелению отбыл в обратный путь вместе с первородными сыновьями высокопоставленных израильтян, включая первосвященника, и с подлинным Ковчегом Завета, к-рый те похитили без ведома М. Этот сюжет породил представление об Эфиопии как о «Новом (Истинном) Израиле», к-рое оказало на эфиопов гораздо большее влияние по сравнению с воздействием аналогичных идей на др. восточнохрист. народы. Несмотря на явную легендарность, образ М. стал неотъемлемой частью исторического самосознания эфиопов-христиан. До 1974 г. легитимность правившей в Эфиопии династии обосновывалась ее родством с царем Соломоном, и данное положение было закреплено в Конституции, а передача власти над этой страной царицей Македой своему единственному сыну трактовалась на протяжении эфиоп. истории как решающий аргумент для исключения женщин из числа потенциальных претендентов на эфиоп. престол. В эфиоп. эсхатологических сказаниях М. нередко отождествляли с праведным царем Феодором, которому суждено явиться вновь в конце времен. Имя М. носил последний в череде 3 великих объединителей Эфиопии Менелик II. По прямому указанию этого монарха в 1904-1905 гг. была вскрыта издавна считавшаяся местом упокоения М. гробница, лежавшая в руинах в 5 км к западу от Аксума, близ местечка Цэукдур. Обнаруженные там части скелета были объявлены останками родоначальника Соломонидов и торжественно перезахоронены в Аксумском соборе Богоматери Сионской.